Согласовано
Начальник УГИБДД УМВД России по Тульской области
Полковник полиции ________М.В. Есаков
«_____»_______________ 2015 г.
Рассмотрено
на заседании Педагогического совета
«____» __________2015 г
Протокол № ___
УТВЕРЖДАЮ
Начальник НОУ ДПО
Киреевский СТК ДОСААФ Тульской области
_____________ А.В.Дождев
«_____»____________ 2015 г.
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ РОССИИ" (ДОСААФ РОССИИ) НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРЕЕВСКИЙ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КЛУБ ДОСААФ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С КАТЕГОРИИ «В» НА КАТЕГОРИЮ «С» КИРЕЕВСК-2015 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа переподготовки водителей транспортных средств с категории "B" на категорию "C" (далее - Программа) разработана на основе Примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с категории «В» на категорию «С», утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1408, в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000; N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4590; N 30, ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032; N 19, ст. 2319; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4029; N 48, ст. 6165) (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165), на основании Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 977 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г., регистрационный N 29969).
Программа включает в себя требования к результатам её освоения, структуре и содержанию подготовки, а также к условиям её реализации.
Требования к результатам освоения Программы сформированы на основе квалификационных требований, предъявляемых к водителю транспортных средств категории «С». В требованиях к результатам освоения Образовательной программы описываются требования к умениям, приобретаемым в ходе освоения Программы, указываются усваиваемые знания, на базе которых формируются умения и приобретается практический опыт.
Структура и содержание Программы представлены пояснительной запиской, образовательным учебным планом, образовательными программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения Программы, условиями реализации Программы, системой оценки результатов освоения образовательной программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Программы.
Образовательный учебный план содержит перечень учебных предметов специального и профессионального циклов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.
Специальный цикл включает учебные предметы:
"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "C" как объектов управления";
"Основы управления транспортными средствами категории "C";
"Вождение транспортных средств категории "C" (с механической трансмиссией/с автоматической трансмиссией)".
Профессиональный цикл включает учебный предмет:
"Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом".
Образовательные рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.
Последовательность изучения разделов и тем учебных предметов специального и профессионального циклов определяется НОУДПО Киреевский СТК ДОСААФ Тульской области.
Требования к условиям реализации Программы содержат требования к организационно-педагогическому, кадровому, информационно-методическому и материально-техническому обеспечению. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Образовательной программы.
Организационно-педагогические условия реализации Примерной программы должны обеспечивать реализацию Примерной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов или с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя.
Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
Наполняемость учебной группы не должна превышать 30 человек.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна составлять 1 академический час (45 минут). Продолжительность учебного часа практического обучения вождению должна составлять 1 астрономический час (60 минут).
Основными формами обучения являются теоретические и практические занятия. Теоретическое и практическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-методических и учебно-наглядных пособий в соответствии с Перечнем учебного оборудования для подготовки водителей транспортных средств (приложение 3).
Практическое обучение по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "C" как объектов управления» проводится на учебном транспортном средстве.
Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению. Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях дорожного движения.
Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах (приложение 2). К обучению практическому вождению в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.
Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза; зеркалом заднего вида для обучающего; опознавательным знаком "Учебное транспортное средство" в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; 2003, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371; N 5, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 41, ст. 5194).
Обучение практическому вождению в условиях дорожного движения проводится на учебных маршрутах, утверждаемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.
На занятии по вождению мастер производственного обучения должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, подкатегории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории.
На обучение вождению отводится 38 (36 – на автомобилях с автоматической трансмиссией) астрономических часов на каждого обучаемого. При отработке упражнений по вождению предусматривается выполнение работ по контрольному осмотру учебного транспортного средства.
Каждое задание программы обучения вождению разбивается на отдельные упражнения, которые разрабатываются в образовательном учреждении и утверждаются начальником.
Для проверки навыков управления транспортным средством предусматривается проведение контрольного занятия.
Контрольное занятие проводится на площадке для учебной езды. В ходе занятия проверяется качество приобретенных навыков управления транспортным средством путем выполнения соответствующих упражнений.
Лица, получившие по итогам контрольного занятия неудовлетворительную оценку, не допускаются к выполнению последующих заданий.
Оценка результатов освоения Образовательной программы.
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательного учреждения (приложение 1).
Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений <1>.
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам:
"Основы законодательства в сфере дорожного движения";
"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "C" как объектов управления";
"Основы управления транспортными средствами категории "C".
--------------------------------
<1> Статья 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством категории "C" на закрытой площадке или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории "C" в условиях дорожного движения.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя <1>.
При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической трансмиссией, в свидетельстве о профессии водителя делается соответствующая запись.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются СТК на бумажных и (или) электронных носителях.
Выдача водительского удостоверения на право управления транспортным средством производится подразделениями ГИБДД после сдачи квалификационных экзаменов.
Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Преподаватели учебных предметов «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств», «Организации и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом» и «Основы управления транспортными средствами» должны иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Мастера производственного обучения должны иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории не менее трех лет, и документ на право обучения вождению транспортным средством данной категории, подкатегории.
Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года.
Информационно-методическое обеспечение:
- учебный план содержит перечень учебных предметов базового, специального и профессионального циклов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия;
- календарный учебный график разрабатывается для обеспечения наилучшей последовательности при изучении отдельных тем различных предметов в зависимости от возможностей образовательного учреждения. Он является основным исходным документом для составления сводного расписания занятий на неделю.
- образовательные программы учебных предметов;
- методические материалы и разработки - учебно-методические пособия, частные методики, конспекты лекций, различные дидактические материалы, методические рекомендации и т. д. Методические разработки, создаваемые по всем темам программы обучения, являются для обучающих основным консультативным документом при составлении плана занятий.
- расписание занятий учебной группы - составляется преподавателем на неделю в строгом соответствии со сводным расписанием занятий на неделю и временем, указанным в распорядке дня. В нём проставляются дни недели, даты, время проведения занятий. По каждому предмету пишутся номера тем, занятий, упражнений и полные их названия. Проставляются также фамилии и инициалы руководителей занятий.
Материально-технические условияреализации Образовательной программы (приложение 2).
Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (далее - АПК) должен обеспечивать оценку и возможность повышать уровень психофизиологических качеств, необходимых для безопасного управления транспортным средством, а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством.
Тренажеры, используемые в учебном процессе, должны обеспечивать первоначальное обучение навыкам вождения; отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве и пристегивания ремнем безопасности; ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами; отработку приемов управления транспортным средством.
Учебные транспортные средства категории "С" должны быть представлены механическими транспортными средствами, оборудованными и зарегистрированными в установленном порядке и прицепами (не менее одного), разрешенная максимальная масса которых не превышает 750 кг, зарегистрированными в установленном порядке.
--------------------------------
<1> Статья 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Образовательное учреждение оставляет за собой право:
- изменять последовательность изучения разделов и тем учебного предмета при условии выполнения программы учебного предмета;
- увеличивать количество часов, отведенных как на изучение учебных предметов, так и на обучение первоначальному и практическому вождению, вводя дополнительные темы и упражнения, учитывающие региональные особенности;
- организовывать на основе договорных отношений обучение по предмету «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» в образовательных учреждениях медицинского профиля, имеющих лицензию на образовательную деятельность.
Образовательная программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.
Требования к результатам освоения образовательной программы
В результате освоения Образовательной программы обучающиеся должны знать:
В результате освоения Образовательной программы обучающиеся должны уметь:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН переподготовки водителей категории с «В» на категорию «С»
Таблица 1
Учебные предметы | Количество часов | ||
Всего | В том числе | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | ||
Учебные предметы специального цикла | |||
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "C" как объектов управления. | 24 | 20 | 4 |
Основы управления транспортными средствами категории "C" | 12 | 8 | 4 |
Вождение транспортных средств категории "C" (с механической трансмиссией/с автоматической трансмиссией) <1> | 38/36 | - | 38/36 |
Учебные предметы профессионального цикла | |||
Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом | 6 | 4 | 2 |
Квалификационный экзамен | |||
Квалификационный экзамен | 4 | 2 | 2 |
Итого | 84/82 | 34 | 50/48 |
--------------------------------
<1> Вождение проводится вне сетки учебного времени. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с механической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с механической трансмиссией. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с автоматической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с автоматической трансмиссией.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ 1. Специальный цикл Примерной программы.
1.1. Учебный предмет "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "C" как объектов управления".
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 2
Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | В том числе | |||
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
Раздел 1. Устройство транспортных средств | ||||
1 |
Общее устройство транспортных средств категории "C" |
1 | 1 | - |
2 |
Рабочее место водителя, системы пассивной безопасности |
1 | 1 | - |
3 |
Общее устройство и работа двигателя |
2 | 2 | - |
4 |
Общее устройство трансмиссии |
2 | 2 | - |
5 |
Назначение и состав ходовой части |
2 | 2 | - |
6 |
Общее устройство и принцип работы тормозных систем |
2 | 2 | - |
7 |
Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления |
4 | 4 | - |
8 |
Электронные системы помощи водителю |
2 | 2 | - |
Итого по разделу |
16 | 16 | - | |
Раздел 2. Техническое обслуживание | ||||
9 |
Система технического обслуживания |
2 | 2 | - |
10 |
Меры безопасности и защиты окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства |
2 | 2 | - |
11 |
Устранение неисправностей <1> |
4 | - | 4 |
Итого по разделу |
8 | 4 | 4 | |
Итого |
24 | 20 | 4 |
--------------------------------
<1> Практическое занятие проводится на учебном транспортном средстве.
Раздел 1. Устройство транспортных средств.
Тема 1. Общее устройство транспортных средств категории "C"(1 час).
Занятие 1 (теоретическое – 1 час). Назначение и общее устройство транспортных средств категории "C"; назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем; краткие технические характеристики транспортных средств категории "C".
Тема 2. Рабочее место водителя, системы пассивной безопасности (1час).
Занятие 2 (теоретическое – 1 час). Общее устройство кабины; основные типы кабин; компоненты кабины; шумоизоляция, остекление, люки, противосолнечные козырьки, замки дверей, стеклоподъемники; системы обеспечения комфортных условий для водителя и пассажиров; системы очистки и обогрева стекол; очистители и омыватели фар головного света; системы регулировки и обогрева зеркал заднего вида; низкозамерзающие жидкости, применяемые в системе стеклоомывателей; рабочее место водителя; назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов и сигнальных ламп; порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой; системы регулировки взаимного положения сиденья и органов управления автомобилем; системы пассивной безопасности; ремни безопасности: назначение, разновидности и принцип работы; подголовники: назначение и основные виды; система подушек безопасности; конструктивные элементы кабины, снижающие тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий; электронное управление системами пассивной безопасности; неисправности элементов системы пассивной безопасности, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
Тема 3. Общее устройство и работа двигателя (2 часа).
Занятие 3 (теоретическое – 2 часа). Разновидности двигателей, применяемых в автомобилестроении; двигатели внутреннего сгорания; комбинированные двигательные установки; назначение, устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания; назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности кривошипно-шатунного механизма; назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности механизма газораспределения; назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности системы охлаждения; тепловой режим двигателя и контроль температуры охлаждающей жидкости; виды охлаждающих жидкостей, их состав и эксплуатационные свойства; ограничения по смешиванию различных типов охлаждающих жидкостей; назначение и принцип работы предпускового подогревателя; назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности системы смазки двигателя; контроль давления масла; классификация, основные свойства и правила применения моторных масел; ограничения по смешиванию различных типов масел; назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности систем питания двигателей различного типа (бензинового, дизельного, работающего на газе); виды и сорта автомобильного топлива; понятие об октановом и цетановом числе; зимние и летние сорта дизельного топлива; электронная система управления двигателем; неисправности двигателя, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
Тема 4. Общее устройство трансмиссии (2 часа).
Занятие 4 (теоретическое – 2 часа). Схемы трансмиссии транспортных средств категории "C" с различными приводами; назначение сцепления; общее устройство и принцип работы однодискового сцепления; общее устройство и принцип работы двухдискового сцепления; общее устройство и принцип работы гидравлического и механического приводов сцепления; устройство пневмогидравлического усилителя привода сцепления; основные неисправности сцепления, их признаки и причины; правила эксплуатации сцепления, обеспечивающие его длительную и надежную работу; назначение, общее устройство и принцип работы коробки переключения передач; понятие о передаточном числе и крутящем моменте; схемы управления механическими коробками переключения передач; основные неисправности механической коробки переключения передач, их признаки и причины; автоматизированные (роботизированные) коробки переключения передач; гидромеханические и бесступенчатые автоматические коробки переключения передач; признаки неисправностей автоматической и автоматизированной (роботизированной) коробки переключения передач; особенности эксплуатации автомобилей с автоматической и автоматизированной (роботизированной) коробками передач; назначение и общее устройство раздаточной коробки; назначение, устройство и работа коробки отбора мощности; устройство механизмов включения раздаточной коробки и коробки отбора мощности; назначение, устройство и работа главной передачи, дифференциала, карданной передачи и приводов управляемых колес; маркировка и правила применения трансмиссионных масел и пластичных смазок.
Тема 5. Назначение и состав ходовой части (2 часа).
Занятие 5 (теоретическое – 2 часа). Назначение и общее устройство ходовой части автомобиля; основные элементы рамы; тягово-сцепное устройство; лебедка; назначение, общее устройство и принцип работы передней и задней подвесок; назначение и работа амортизаторов; неисправности подвесок, влияющие на безопасность движения автомобиля; конструкции автомобильных шин, их устройство и маркировка; летние и зимние автомобильные шины; нормы давления воздуха в шинах; система регулирования давления воздуха в шинах; условия эксплуатации, обеспечивающие надежность автомобильных шин; виды и маркировка дисков колес; крепление колес; влияние углов установки колес на безопасность движения автомобиля и интенсивность износа автомобильных шин; неисправности ходовой части, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
Тема 6. Общее устройство и принцип работы тормозных систем (2 часа).
Занятие 6 (теоретические – 2 часа). Рабочая и стояночная тормозные системы, их назначение, общее устройство и принцип работы; назначение и общее устройство запасной тормозной системы; назначение, устройство и работа элементов вспомогательной тормозной системы; общее устройство тормозной системы с пневматическим приводом; работа тормозного крана и тормозных механизмов; контроль давления воздуха в пневматическом приводе; общее устройство тормозной системы с пневмогидравлическим приводом; работа пневмоусилителя и тормозных механизмов; тормозные жидкости, их виды, состав и правила применения; ограничения по смешиванию различных типов тормозных жидкостей; неисправности тормозных систем, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
Тема 7. Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления (4часа).
Занятие 7 (теоретическое – 2 часа). Назначение систем рулевого управления, их разновидности и принципиальные схемы; требования, предъявляемые к рулевому управлению; общее устройство и принцип работы системы рулевого управления с гидравлическим усилителем; масло, применяемое в гидравлических усилителях рулевого управления;
Занятие 8 (теоретическое – 2 часа). Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления с электрическим усилителем; система управления электрическим усилителем руля; устройство, работа и основные неисправности шарниров рулевых тяг; неисправности систем рулевого управления, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
Тема 8. Электронные системы помощи водителю (2 часа).
Занятие 9 (теоретическое – 2 часа). Системы, улучшающие курсовую устойчивость и управляемость автомобиля; система курсовой устойчивости и ее компоненты (антиблокировочная система тормозов (далее - АБС), антипробуксовочная система, система распределения тормозных усилий, система электронной блокировки дифференциала); дополнительные функции системы курсовой устойчивости; системы - ассистенты водителя (ассистент движения на спуске, ассистент трогания на подъеме, динамический ассистент трогания, функция автоматического включения стояночного тормоза, функция просушивания тормозов, ассистент рулевой коррекции, адаптивный круиз-контроль, система сканирования пространства перед автомобилем, ассистент движения по полосе, ассистент смены полосы движения, системы автоматической парковки).
Раздел 2. Техническое обслуживание.
Тема 9. Система технического обслуживания (2 часа).
Занятие 10 (теоретическое – 2 часа). Сущность и общая характеристика системы технического обслуживания и ремонта транспортных средств; виды и периодичность технического обслуживания автомобилей и прицепов; организации, осуществляющие техническое обслуживание транспортных средств; назначение и содержание сервисной книжки; контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание автомобиля и прицепа; технический осмотр транспортных средств, его назначение, периодичность и порядок проведения; организации, осуществляющие технический осмотр транспортных средств; подготовка транспортного средства к техническому осмотру; содержание диагностической карты.
Тема 10. Меры безопасности и защиты окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства (2 часа).
Занятие 11 (теоретическое – 2 часа). Меры безопасности при выполнении работ по ежедневному техническому обслуживанию автомобиля; противопожарная безопасность на автозаправочных станциях; меры по защите окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства.
Тема 11. Устранение неисправностей (4 часа).
Занятие 12 (практическое – 2 часа). Проверка и доведение до нормы уровня масла в системе смазки двигателя; проверка и доведение до нормы уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя; проверка и доведение до нормы уровня жидкости в бачке стеклоомывателя; проверка и доведение до нормы уровня тормозной жидкости в гидроприводе сцепления и тормозной системы; проверка состояния аккумуляторной батареи;
Занятие 13 (практическое – 2 часа). Проверка и доведение до нормы давления воздуха в шинах колес; проверка герметичности гидравлического тормозного привода визуальным осмотром; проверка герметичности пневматического тормозного привода по манометру; проверка натяжения приводных ремней; снятие и установка щетки стеклоочистителя; снятие и установка колеса; снятие и установка приводного ремня; снятие и установка аккумуляторной батареи; снятие и установка электроламп; снятие и установка плавкого предохранителя.
1.2. Учебный предмет "Основы управления транспортными средствами категории "C".
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 3
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | В том числе | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | ||
Приемы управления транспортным средством |
2 | 2 | - |
Управление транспортным средством в штатных ситуациях |
6 | 4 | 2 |
Управление транспортным средством в нештатных ситуациях |
4 | 2 | 2 |
Итого |
12 | 8 | 4 |
Тема 1. Приемы управления транспортным средством (2 часа).
Занятие 1 (теоретическое – 2 часа). Рабочее место водителя; оптимальная рабочая поза водителя; регулировка положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы; регулировка зеркал заднего вида; техника руления, обеспечивающая сохранение обратной связи о положении управляемых колес; силовой и скоростной способы руления; техника выполнения операций с органами управления скоростью, сцеплением, тормозом; правила пользования сцеплением, обеспечивающие его длительную и надежную работу; порядок пуска двигателя в различных температурных условиях; порядок действий органами управления при трогании с места, разгоне с последовательным переключением передач в восходящем порядке, снижении скорости движения с переключением передач в нисходящем порядке, торможении двигателем; выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения; способы торможения в штатных и нештатных ситуациях; особенности управления транспортным средством при наличии АБС; особенности управления транспортным средством с автоматической трансмиссией.
Тема 2. Управление транспортным средством в штатных ситуациях (6 часов).
Занятие 2 (теоретическое – 2 часа). Маневрирование в ограниченном пространстве; обеспечение безопасности при движении задним ходом; использование зеркал заднего вида и электронных систем автоматической парковки при маневрировании задним ходом; способы парковки транспортного средства; действия водителя при движении в транспортном потоке; выбор оптимальной скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала в транспортном потоке; расположение транспортного средства на проезжей части в различных условиях движения; управление транспортным средством при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и траектории движения; алгоритм действий водителя при выполнении перестроений и объезде препятствий; условия безопасной смены полосы движения; порядок выполнения обгона и опережения; определение целесообразности обгона и опережения; условия безопасного выполнения обгона и опережения; встречный разъезд; способы выполнения разворота вне перекрестков; остановка на проезжей части дороги и за ее пределами; действия водителей транспортных средств при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена; проезд перекрестков; выбор скорости и траектории движения при проезде перекрестков; опасные ситуации при проезде перекрестков; управление транспортным средством при проезде пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей;
Занятие 3 (теоретическое – 2 часа). Порядок движения в жилых зонах; особенности управления транспортным средством при движении по автомагистралям, а также при въезде на автомагистрали и съезде с них; управление транспортным средством в горной местности, на крутых подъемах и спусках, при движении по опасным участкам дорог (сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия); меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог; ограждения ремонтируемых участков дорог, применяемые предупредительные и световые сигналы; управление транспортным средством при движении в условиях недостаточной видимости (темное время суток, туман, дождь, снегопад); особенности управления транспортным средством при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия (в гололедицу); пользование зимними дорогами (зимниками); движение по ледовым переправам; движение по бездорожью; управление транспортным средством при движении с прицепом и при буксировке механических транспортных средств; перевозка пассажиров в грузовых автомобилях; создание условий для безопасной перевозки детей различного возраста; перевозка грузов в грузовых автомобилях; оптимальное размещение и крепление перевозимого груза; особенности управления транспортным средством в зависимости от характеристик перевозимого груза; управление автоцистерной.
Занятие 4 (практическое – 2 часа). Решение ситуационных задач.
Тема 3. Управление транспортным средством в нештатных ситуациях (4 часа).
Занятие 5 (теоретическое – 2 часа). Понятие о нештатной ситуации; причины возможных нештатных ситуаций; действия органами управления скоростью и тормозом при буксовании и блокировке колес; регулирование скорости в процессе разгона, предотвращающее буксование ведущих колес; действия водителя при блокировке колес в процессе экстренного торможения; объезд препятствия как средство предотвращения наезда; занос и снос транспортного средства, причины их возникновения; действия водителя по предотвращению и прекращению заноса и сноса заднеприводного и полноприводного транспортного средства; действия водителя с учетом типа привода транспортного средства при превышении безопасной скорости на входе в поворот; действия водителя при угрозе столкновения; действия водителя при отказе рабочего тормоза, усилителя руля, разрыве шины в движении, отрыве рулевых тяг привода рулевого управления; действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду.
Занятие 6 (практическое – 2 часа). Решение ситуационных задач.
1.3. Учебный предмет "Вождение транспортных средств категории "C" (для транспортных средств с механической трансмиссией).
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 4
Наименование разделов и тем |
Количество часов практического обучения |
|
Раздел 1. Первоначальное обучение вождению |
||
1 |
Посадка, действия органами управления <1> |
1 |
2 |
Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя |
1 |
3 |
Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения |
2 |
4 |
Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода |
2 |
5 |
Движение задним ходом |
1 |
6 |
Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование |
6 |
7 |
Движение с прицепом <2> |
3 |
Итого по разделу |
16 |
|
8 |
Вождение по учебным маршрутам <3> |
22 |
Итого по разделу |
22 |
|
Итого |
38 |
--------------------------------
<1> Обучение проводится на учебном транспортном средстве и (или) тренажере.
<2> Обучение проводится по желанию обучающегося. Часы могут распределяться на изучение других тем по разделу. Для выполнения задания используется прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
<3> Для обучения вождению в условиях дорожного движения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, утверждаются маршруты, содержание соответствующие участки дорог.
Раздел 1. Первоначальное обучение вождению.
Тема 1. Посадка, действия органами управления (1 час).
Занятие 1 (практическое – 1 час). Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами учебного транспортного средства, регулировка положения сиденья, органов управления и зеркал заднего вида, пристегивание ремнем безопасности; действия органами управления сцеплением и подачей топлива; взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива; действия органами управления сцеплением и переключением передач; взаимодействие органами управления сцеплением, переключением передач и подачей топлива при переключении передач в восходящем и нисходящем порядке; действия органами управления рабочим и стояночным тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим тормозом; взаимодействие органами управления сцеплением, подачей топлива, переключением передач, рабочим и стояночным тормозами; отработка приемов руления.
Тема 2. Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя: действия при пуске и выключении двигателя (1 час).
Занятие 2 (практическое – 1 час). Действия при переключении передач в восходящем порядке; действия при переключении передач в нисходящем порядке; действия при остановке; действия при пуске двигателя, начале движения, переключении передач в восходящем порядке, переключении передач в нисходящем порядке, остановке, выключении двигателя.
Тема 3. Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения (2 часа).
Занятие 3 (практическое – 2 часа). Начало движения, разгон с переключением передач в восходящем порядке и снижение скорости с переключением передач в нисходящем порядке при движении по кольцевому маршруту, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения.
Тема 4. Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода (2 часа).
Занятие 4 (практическое – 2 часа). Начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон; проезд перекрестка и пешеходного перехода.
Тема 5. Движение задним ходом (1 час).
Занятие 5 (практическое – 1 час). Начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом по прямой, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка; начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка.
Тема 6. Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование (6 часов).
Занятие 6 (практическое – 1 час). Въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево; проезд по траектории "змейка" передним и задним ходом;
Занятие 7 (практическое – 2 часа). Разворот с применением заднего хода в ограниченном по ширине пространстве; движение по габаритному тоннелю передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево);
Занятие 8 (практическое – 1 час). Движение по наклонному участку, остановка на подъеме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске;
Занятие 9 (практическое – 2 часа). Постановка на стоянку передним и задним ходом параллельно краю проезжей части; въезд в "бокс" передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). Контрольное занятие №1
Тема 7. Движение с прицепом (3 часа).
Занятие 10 (практическое – 1 час). Сцепление с прицепом, движение по прямой, расцепление;
Занятие 11 (практическое – 1 час). Движение с прицепом передним и задним ходом с поворотами направо и налево;
Занятие 12 (практическое – 1 час). Въезд в "бокс" с прицепом передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).
Раздел 2. Обучение вождению в условиях дорожного движения.
Тема 8. Вождение по учебным маршрутам (22 часа).
Занятие 13 (практическое – 7 часов). Подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки; контрольное занятие №2
Занятие 14 (практическое – 7 часов). Перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов; контрольное занятие №3
Занятие 15 (практическое – 8 часов). Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении, движение в транспортном потоке вне населенного пункта, движение в темное время суток (в условиях недостаточной видимости). Контрольное занятие №4
1.4. Учебный предмет "Вождение транспортных средств категории "C" (для транспортных средств с автоматической трансмиссией). Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 5
Наименование разделов и тем | Количество часов практического обучения | |
Раздел 1. Первоначальное обучение вождению | ||
1 | Посадка, пуск двигателя, действия органами управления при увеличении и уменьшении скорости движения, остановка, выключение двигателя | 1 |
2 | Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения | 1 |
3 | Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода | 2 |
4 | Движение задним ходом | 1 |
5 | Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование | 5 |
6 | Движение с прицепом <1> | 4 |
Итого по разделу | 14 | |
Раздел 2. Обучение вождению в условиях дорожного движения | ||
7 | Вождение по учебным маршрутам <2> | 22 |
Итого по разделу | 22 | |
Итого | 36 |
--------------------------------
<1> Обучение проводится по желанию обучающегося. Часы могут распределяться на изучение других тем по разделу. Для выполнения задания используется прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
<2> Для обучения вождению в условиях дорожного движения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, утверждаются маршруты, содержание соответствующие участки дорог.
Раздел 1. Первоначальное обучение вождению.
Тема 1. Посадка, пуск двигателя, действия органами управления при увеличении и уменьшении скорости движения, остановка, выключение двигателя (1 час).
Занятие 1 (практическое – 1 час). Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами учебного транспортного средства; регулировка положения сиденья, органов управления и зеркал заднего вида, пристегивание ремнем безопасности; действия органами управления подачей топлива, рабочим и стояночным тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим тормозом; отработка приемов руления; действия при пуске и выключении двигателя; действия при увеличении и уменьшении скорости движения; действия при остановке; действия при пуске двигателя, начале движения, увеличении и уменьшении скорости движения, остановке, выключении двигателя.
Тема 2. Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения (1 час).
Занятие 2 (практическое – 1 час). Начало движения, движение по кольцевому маршруту с увеличением и уменьшением скорости, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения.
Тема 3. Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода (2 часа).
Занятие 3 (практическое – 2 часа). Начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон; движение по прямой, снижение скорости, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон; выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон; проезд перекрестка и пешеходного перехода.
Тема 4. Движение задним ходом (1 час).
Занятие 4 (практическое – 1 час). Начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом по прямой, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка, начало движения вперед; движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка, начало движения вперед.
Тема 5. Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование (5 часов).
Занятие 5 (практическое – 2 часа). Въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево; проезд по траектории "змейка" передним и задним ходом;
Занятие 6 (практическое – 2 часа). Разворот с применением заднего хода в ограниченном по ширине пространстве; движение по габаритному тоннелю передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); движение по наклонному участку, остановка на подъеме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске;
Занятие 7 (практическое – 1 час). Постановка на стоянку передним и задним ходом параллельно краю проезжей части; въезд в "бокс" передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). Контрольное занятие №1
Тема 6. Движение с прицепом (4 часа).
Занятие 8 (практическое – 1 час). Сцепление с прицепом, движение по прямой, расцепление;
Занятие 9 (практическое – 2 часа). Движение с прицепом передним и задним ходом с поворотами направо и налево;
Занятие 10 (практическое - 1 час). Въезд в "бокс" с прицепом передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).
Раздел 2. Обучение вождению в условиях дорожного движения.
Тема 8. Вождение по учебным маршрутам (22 часа).
Занятие 11 (практическое – 7 часов). Подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки; контрольное занятие №2
Занятие 12 (практическое – 7 часов). Перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов; контрольное занятие №3
Занятие 13 (практическое – 8 часов). Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении, движение в транспортном потоке вне населенного пункта, движение в темное время суток (в условиях недостаточной видимости). Контрольное занятие №4
2. Профессиональный цикл Образовательной программы. 2.1. Учебный предмет "Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом".
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 6
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | В том числе | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | ||
Организация грузовых перевозок | 1 | 1 | - |
Диспетчерское руководство работой подвижного состава | 1 | 1 | - |
Применение тахографов | 4 | 2 | 2 |
Итого | 6 | 4 | 2 |
Тема 1. Организация грузовых перевозок (1 час).
Занятие 1 (теоретическое – 1 час). Централизованные перевозки грузов, эффективность централизованных перевозок; организация перевозок различных видов грузов; принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов; перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов; специализированный подвижной состав; перевозка строительных грузов; способы использования грузовых автомобилей; перевозка грузов по рациональным маршрутам; маятниковый и кольцевой маршруты; челночные перевозки; перевозка грузов по часам графика; сквозное движение, система тяговых плеч; перевозка грузов в контейнерах и пакетами; пути снижения себестоимости автомобильных перевозок; междугородные перевозки.
Тема 2. Диспетчерское руководство работой подвижного состава (1 час).
Занятие 2 (теоретическое – 1 час). Диспетчерская система руководства перевозками; порядок и способы взаимодействия с диспетчерской службой автотранспортной организации, в том числе посредством спутниковых систем мониторинга транспортных средств, включая систему ГЛОНАСС; централизованная и децентрализованная системы диспетчерского руководства; контроль за работой подвижного состава на линии; диспетчерское руководство работой грузового автомобиля на линии; формы и технические средства контроля и диспетчерской связи с водителями, работающими на линии, и клиентурой; оформление и сдача путевых листов и товарно-транспортных документов при возвращении с линии; обработка путевых листов; оперативный учет работы водителей; порядок оформления документов при несвоевременном возвращении с линии; нормы расхода топлива и смазочных материалов для автомобилей, используемых в качестве легкового такси; мероприятия по экономии топлива и смазочных материалов, опыт передовых водителей.
Тема 3. Применение тахографов (4 часа).
Занятие 3 (теоретическое – 2 часа). Виды контрольных устройств (тахографов), допущенных к применению для целей государственного контроля (надзора) за режимом труда и отдыха водителей на территории Российской Федерации; характеристики и функции технических устройств (тахографов), применяемых для контроля за режимами труда и отдыха водителей; технические, конструктивные и эксплуатационные характеристики контрольных устройств различных типов (аналоговых, цифровых). Правила использования контрольного устройства; порядок применения карт, используемых в цифровых устройствах контроля за режимом труда и отдыха водителей; техническое обслуживание контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах; выявление неисправностей контрольных устройств.
Занятие 4 (практическое – 2 часа). Практическое занятие по применению тахографа.
Приложение 1
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции СТК и состоит из:
- текущей аттестации, целью которой является выявление затруднений обучающихся и устранения пробелов в теоретической части обучения. Текущая аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося и ее корректировку. Текущей аттестации подлежат обучающиеся по всем учебным программам. Формы текущей аттестации определяет преподаватель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых образовательных технологий. Письменные контрольные работы и другие виды текущего контроля обучающихся оцениваются по пятибалльной системе («5» – 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - 3 и более ошибок).
- промежуточной аттестации, которая проводится по завершении отдельных теоретических и практических этапов обучения. Промежуточная аттестация проводится за счет времени, отводимого на теоретическое и практическое обучение. Порядок проведения промежуточной аттестации по завершении отдельных этапов обучения отражены в календарном учебном графике (ПА - промежуточная аттестация, КЗ – контрольные занятия).
Промежуточная аттестация заключается в самостоятельном выполнении учащимися теоретических и практических заданий, предусмотренных программой обучения. Цель, которую преследует промежуточная аттестация - оценка качества и фактического уровня знаний, умений и практических навыков учащихся. Формы проведения аттестации: тестирование, зачет по билетам, выполнение письменного задания, выполнение испытательных упражнений на закрытой площадке (автодроме) и в условиях дорожного движения.
При проведении промежуточной аттестации преподаватель, мастер производственного обучения вправе задать дополнительные вопросы в пределах учебной программы для выявления действительных знаний, умений и навыков аттестующихся обучающихся. Материалы, формы и сроки проведения промежуточной аттестации утверждаются руководителем образовательного учреждения.
- итоговая аттестация проводится у группы обучающихся, прошедших полный курс обучения в соответствии с программой обучения. Итоговая аттестация проводится в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений <1>.
--------------------------------
<1> Статья 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам:
"Основы законодательства в сфере дорожного движения";
"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "C" как объектов управления";
"Основы управления транспортными средствами категории "C".
Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством категории "C" на закрытой площадке или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории "C" в условиях дорожного движения.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя <1>.
При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической трансмиссией, в свидетельстве о профессии водителя делается соответствующая запись.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются образовательным учреждением в соответствии с МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ по разработке, заполнению, учету и хранению бланков свидетельств о профессии водителя от 13.08.2014 г. разработанное Министерством образования и науки РФ, на бумажных и (или) электронных носителях.
--------------------------------
<1> Статья 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приложение 2
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММ
1. Расчет потребности в учебных кабинетах для теоретического обучения
Расчетная формула для определения общего числа учебных кабинетов для теоретического обучения:
где П - число необходимых помещений;
- расчетное учебное время полного курса теоретического обучения на одну группу, в часах;
n - общее число групп;
0,75 - постоянный коэффициент (загрузка учебного кабинета принимается равной 75%);
- фонд времени использования помещения в часах.
Вычисления по данной формуле производятся раз в год перед началом учебного года с соответствии с планом-заданием на новый учебный год и оформляется приказом начальника СТК.
2. Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (далее - АПК) должен обеспечивать оценку и возможность повышать уровень психофизиологических качеств, необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.
АПК должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя: психофизиологических (оценка готовности к психофизиологическому тестированию, восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности, скорость формирования психомоторных навыков, оценка моторной согласованности действий рук); свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).
АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе и тренировке свойств внимания (концентрации, распределения).
Аппаратно-программный комплекс должен обеспечивать защиту персональных данных.
3. Учебные транспортные средства категории "B"
Тренажеры, используемые в учебном процессе, должны обеспечивать: первоначальное обучение навыкам вождения; отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве и пристегивания ремнем безопасности; ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами; отработку приемов управления транспортным средством.
Учебные транспортные средства категории "B" должны быть представлены механическими транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке и прицепами (не менее одного), разрешенная максимальная масса которых не превышает 750 кг, зарегистрированными в установленном порядке.
Расчет количества необходимых механических транспортных средств осуществляется по формуле:
где Nтс - количество автотранспортных средств;
Т - количество часов вождения в соответствии с учебным планом;
К - количество обучающихся в год;
t - время работы одного учебного транспортного средства равно: 7,2 часа - один мастер производственного обучения на одно учебное транспортное средство, 14,4 часа - два мастера производственного обучения на одно учебное транспортное средство;
24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц;
12 - количество рабочих месяцев в году;
1 - количество резервных учебных транспортных средств.
Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.
Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза; зеркалом заднего вида для обучающего; опознавательным знаком "Учебное транспортное средство"
4. Участки закрытой площадки или автодрома (в том числе автоматизированного) для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Программой, должны иметь ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование. Закрытая площадка или автодром должны иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по их территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения.
Наклонный участок (эстакада) должен иметь продольный уклон относительно поверхности закрытой площадки или автодрома в пределах 8 - 16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.
Размеры закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств должны составлять не менее 0,24 га.
При проведении промежуточной аттестации и квалификационного экзамена коэффициент сцепления колес транспортного средства с покрытием закрытой площадки или автодрома в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных погодных условиях должен быть не ниже 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", что соответствует влажному асфальтобетонному покрытию.
Для разметки границ выполнения соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые. Если размеры закрытой площадки или автодрома не позволяют одновременно разместить на их территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерной программой, то необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы для поочередного выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, ленту оградительную, разметку временную.
Поперечный уклон участков закрытой площадки или автодрома, используемых для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Программой, должен обеспечивать водоотвод с их поверхности.
Продольный уклон закрытой площадки или автодрома (за исключением наклонного участка (эстакады)) должен быть не более 100%.
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность закрытой площадки или автодрома должна быть не менее 20 лк. Отношение максимальной освещенности к средней должно быть не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.
На автодроме должен оборудоваться перекресток (регулируемый или нерегулируемый), пешеходный переход, устанавливаться дорожные знаки.
Автодромы, кроме того, должны быть оборудованы средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 52290-2004), ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 52282-2004), ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Допускается использование дорожных знаков I или II типоразмера по ГОСТ Р 52290-2004, светофоров типа Т.1 по ГОСТ Р 52282-2004 и уменьшение норм установки дорожных знаков, светофоров.
Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.
Оценка состояния учебно-материальной базы по результатам самообследования образовательной организацией размещается на официальном сайте УТЦ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение 3
Перечень учебного оборудования
Таблица 7
--------------------------------
<1> В качестве тренажера может использоваться учебное транспортное средство.
<2> Необходимость применения АПК тестирования развития психофизиологических качеств водителя определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
<3> Обучающий тренажер или тахограф, установленный на учебном транспортном средстве.
<4> Магнитная доска со схемой населенного пункта может быть заменена соответствующим электронным учебным пособием.
<5> Учебно-наглядное пособие допустимо представить в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-методические материалы представлены:
· примерной программой переподготовки водителей транспортных средств с категории "B" на категорию "C", утвержденной в установленном порядке;
· образовательной программой переподготовки водителей транспортных средств с категории "B" на категорию "C", согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной начальником СТК;
· методическими рекомендациями по организации образовательного процесса: Руководство по организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях ДОСААФ России». Утверждено Постановлением Бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России Протокол № 29 от 2 августа 2010 г.;
· материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (билеты, тесты), утвержденными начальником СТК;
· учебными материалами и пособиями:
1. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: Учебник водителя транспортных средств категорий "С". Автор: Родичев В.А., Издательство: М.: За рулем, 2008г., Серия: Учебник водителя
2. Смагин А.В. Правовые основы деятельности водителя: Учебник водителя автотранспортных средств категорий А,В С (6-е изд., испр.) учебник. Издательство: Академия, 2008г., Серия: Учебник водителя
3. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: Учебник водителя автотранспортных средств категории "С". 7-е изд., стер. Автор: Родичев В.А, Издательство: Академия, 2010г., Серия: Учебник водителя
4. Майборода О.В. Учебник водителя транспортных средств категорий "С", "D", "Е". Основы управления автомобилем и безопасность движения. М.: Изд-ва "Академия" и "За рулем", 2004 г.
5 . Жульнев Н.Я. Учебник водителя транспортных средств категорий "А", "В", "С", "D", "Е". Правила дорожного движения. М.: Изд-ва "Академия" и "За рулем", 2004 г.
6 . Смагин А.В. Учебник водителя транспортных средств категорий "А", "В", "С", "D", "Е". Правовые основы деятельности водителя. М.: Изд-ва "Академия" и "За рулем", 2004 г.
Начальник НОУ ДПО Киреевский СТК
ДОСААФ Тульской области А.В. Дождев